Блог «Моя Конда»

Кондинский
    район

Юмас - Кондинский район

О работе Морозова «Христос»

Театр этно-моды
«Подросток», рождественская программа

Для многих людей, которые познакомились с христианским учением уже будучи достаточно взрослыми, первой книгой на этом пути стала Библия. И та живость и убедительность, с которой написаны Евангелия, делают эти повествования близкими читателю, поселяют к ним доверие.

Если человек начинает относиться к заповедям христианства серьезно, он рано или поздно замечает, что церкви, называющие себя христианскими, в большей или меньшей степени отклоняются от того, чему учат евангелия. Разобраться с возникающим противоречием помогает экспертиза со стороны. Такой независимый анализ книг «Нового завета» дает, например, Лев Толстой в своих работах «Христианское учение», «О жизни», «Беседы с детьми по нравственным вопросам», «Что такое искусство» и других.

Основной метод, предлагаемый Толстым — оценка того или иного текста с позиций осмысленности, добра, нравственности. Тексты бессмысленные, учащие жестокости, безнравственности, Толстой оценивает как несоответствующие основным положениям учения Христа и не способствующие духовному росту, обретению человеком царства небесного в своей душе.

Такой подход снимает большинство затруднений и противоречий. Действительно, мы не требуем от какой бы то ни было книги решить все вопросы. И понимаем, что любая новая теория может содержать наряду с очень важными и полезными достижениями какие-то ошибочные суждения.

Но всё же остается одна сложность. Даже если мы понимаем бесполезность идеи, что те или иные книги отражают не знания, мысли, чувства автора, а продиктованы ему «свыше» (излагают чужое мнение, чье бы то ни было), всё равно остается ощущение, что мы имеем дело с документом, более или менее точно передающим высказывания и рекомендации Учителя. И на этой почве готовы подвергать критике чужое мнение не просто потому, что оно бессмысленно, сеет вражду и безнравственность, а обосновываем это тем, что оно противоречит изложенному в Евангелии.

Хотя в полемике относительно других художественных произведений (какими несомненно являются и евангелия), мы гораздо лучше понимаем, что искусство каждый воспринимает по-своему, и проявляем гораздо больше терпимости. А тут сплошь и рядом появляются такие доводы, как «в Библии сказано…», чем грешит и сам Лев Толстой, ссылаясь в качестве доказательства на то или иное высказывание Христа, особенно в своей работе «Соединение и перевод четырех Евангелий». А ведь Толстой понимает религию не как веру «в сверхъестественные силы и существа» (словарь Ожегова), а как самую главную науку. Но поиск смысла (правильных путей) человеческой жизни основывает на тексте художественного произведения.

Еще одной слабой стороной такого подхода становится недоступность для понимания некоторых частей Писания. Если для суеверных читателей все чудеса и поступки положительных персонажей не только возможны, но и правильны, то, отбрасывая всё очевидно невозможное или бессмысленное, не получается понять, например, текст «Апокалипсиса», что и заставляло ряд серьезных экспертов, включая Толстого, относить его к бессмыслице.

Очередным прорывом научной мысли, позволившим сделать шаг в данном вопросе, стал метод, который использовал Николай Морозов в своей книге «Христос» (и других). Морозов, будучи астрономом и хорошо зная звездное небо, а также будучи знаком с представлениями древних и астрологией, увидел в библейских текстах массу астрологических описаний, что и позволило ему, рассчитывая положение небесных тел в то или иное время, достоверно определить время написания текстов Нового и Ветхого заветов.

Такая информация очень помогает встать на твердую почву логики и смотреть на Библию именно как на книгу, со всеми достоинствами и недостатками, присущими книгам. Кроме того, Морозов находит среди деятелей той эпохи, упоминаемых в письменных источниках, тех, кто прежде всего мог стать прообразом библейских действующих лиц. Совпадение поразительно.

Ну и, что тоже приятно для людей, стремящихся доводить дело до конца, Морозов дает простое и понятное объяснение текста «Апокалипсиса» без ненужной мистики и туманности выражений. Более того, это позволяет ему оценить важную роль «Апокалипсиса» в формировании христианства и иудаизма.

Всё это делает работу Морозова очень полезной для ознакомления всем, кто интересуется философией, историей и христианством.

(текст данной статьи обновлен 26.10.2022)

Соколов В.

Полезные ссылки по теме «Поиски смысла жизни»

Лев Толстой про учение Христа

Дхаммапада (учение Будды, тексты на клавиатурном тренажере)

Комментарии

  1. kosta

    …возлюби ближнего твоего как самого себя, т. е. заботься о других так, как бы ты заботился о себе самом…

    смею заметить, вторая сторона любви — ненависть. Если ты любишь чистоту, это подразумевает неприязнь грязи, которую следует выметать. Или так: любишь здоровье и желаешь здоровья ближнему — вылечи его от болезни, часто причиняя боль, а не выливай на него слова нежной любви, что предлагают делать заблудшие христиане.

    • Соколов В.

      Из христианского юмора:

      — Батюшка, мой сосед по парте надо мной смеётся, щиплется прямо на уроке. Говорит: «Петров — наломал нам дров». И разные другие дразнилки.

      — А ты от него тихо так пересядь. Но с большой любовью.

      — Батюшка, вот я пересел, а он всё равно теперь на переменах дразнится.

      — А ты ему ответь твёрдо и резко, можно даже грубо. Но с большой любовью.

      — Батюшка, я ему ответил, а он опять. И дерётся.

      — А ты размахнись и как следует дай! Но с большой любовью.
      :) :) :)
      Источник: uucyc.ru

Добавить вопрос или комментарий

(комментарий будет опубликован после проверки модератором)



Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных