Блог «Моя Конда»

Кондинский
    район

Юмас - Кондинский район

Руководство школой

29.08.2010   Соколов В.       9 комментариев »

Совещание педагогических работников Кондинского района
Зал РДКИ «Конда»

Главное содержание второго дня работы районного августовского совещания педагогических работников 2010 г. составляла работа в группах над рядом проблем. В целом, все группы справились с заданием.

Показателен эпизод, случившийся в ходе обсуждения результатов работы в группах. Ведущая обсуждения рекомендовала в решениях ограничиваться компетенцией школ, не предъявляя требований к РУО, под тем предлогом, что это не в компетенции учителей. Данный образ мышления настолько характерен для бюрократического аппарата, а редкий учитель не выступал в роли руководителя, и тоже, случалось, грешил подобным подходом, что на нем стоит остановиться особо.

В народе этот принцип определяется как «Я — начальник, ты — дурак». В теории управления это звучит как компетенция руководителя нанимать нужных работников и определять их функции. Это работает в условиях рыночной экономики, когда необходимость получать прибыль вынуждает собственника нанимать руководителей, способных наладить производство товаров или услуг. Но в госсекторе, когда руководитель тратит государственные (читай — чужие) деньги, этот принцип снижает эффективность управления, что и привело все советское тогда еще общество к идее приватизации части госимущества. Другое дело, что госструктуры и приватизацию организовать не сумели: приватизировали не то и не те.

Но и в частном секторе, когда процесс идет эффективно, обязательно участие профсоюзов, создающих противовес стремлению предпринимателя заработать как можно больше. Еще более важна роль профсоюзов в госсекторе, не так однозначно ориентированном на эффективность. Для тех, кто не осознал еще эту разницу, позвольте сослаться на американского предпринимателя, называвшего свое правительство не иначе как кучкой мошенников и бездельников, обосновывая это тем, что нормальный бизнесмен заинтересован в снижении издержек, а у государственного руководителя авторитет растет пропорционально объему освоенных, т. е. потраченных средств налогоплательщиков (см. Р. Кийосаки).

Роль профсоюзов понимают даже сами собственники: когда я работал на производстве, менеджер преуспевающей фирмы предложил мне создать профсоюз, чтобы руководство могло корректировать свою политику с учетом мнения коллектива.

Необходимо понимать, что нынешнее плачевное положение с кадрами в школе вызвано не только экономической ситуацией и низкой зарплатой, но, в первую очередь, тупиковой стратегией в образовании. Люди могут работать за небольшую зарплату. Вспомните колхозников, полвека работавших за «палочки», и ведь не все стремились уехать в город! Но специалист не станет заниматься ерундой — сажать семена в мерзлую землю или нести детям ложь и бессмыслицу.

Отток передовых педагогов начался еще в шестидесятые годы, после массового внедрения процентомании и «липовых» троек. Если бы профсоюзы делали свое дело, ситуацию, возможно, удалось бы исправить, но профсоюзы в советское время не только не защищали работников, а еще помогали администрации их «давить» проверками. Это определялось линией КПСС, к чему это привело, мы знаем: застой, «шоковая терапия», разворовывание богатств, созданных усилиями всего народа, бандитский беспредел. Но пережитки застоя в сознании руководства живы и поныне.

Когда я читаю в «Литературной газете», что в Советском Союзе образование было на высоком уровне, становится грустно, что авторы статей оценивают образование по массе схоластической зубрежки и натаскивания, не дающих знаний ни чтобы отказаться от строительства ЦБК на Байкале, ни от строительства Чернобыльской АЭС.

Чтобы остановить сползание в пропасть, нужно профсоюзу заниматься не столько организацией турслетов, сколько добиваться от администрации школ и РУО выполнения обязанностей, отраженных в трудовом договоре, коллективном договоре, и закладывать необходимые требования при составлении договоров.

Тем более, что обсуждения, о которых шла речь в начале статьи, организуются специально для того, чтобы вызвать работников из состояния безразличия, заодно почерпнуть свежие идеи.

Комментариев: 9

  1. Катерина

    Руководство школой, каким оно должно быть? Учёные выделяют 3 типа управления: авторитарный, демократический и либеральный. Какой же стиль подходит для школы, чтоб и тем кто сидит за партой и тем кто стоит у доски и тем кто сидит в кабинете было хорошо и комфортно, а главное продуктивно, ведь в школу мы ходим все за тем чтоб получить знания, а не просто там посидеть или выдать урок. Но насколько я помню себя и оцениваю ситуацию в других школах, в большинстве своём все директора школ выбирают авторитарное управление. Я сказал — а ты сделай! Вопросы типа: зачем, для чего и какая от этого польза не принимаются.

    В моём же понимании работа должна приносить не только деньги, но и хоть какое-то удовлетворении в том что мои идеи нужны и полезны. Уж так нас учат в институтах, что мы должны думать на рабочем месте, а не тупо выполнять поручения.

    К чему я всё это? Скажите, какой средний возраст учителя в районе (или в целом в сельской местности)? Я думаю лет 40-45. Почему я так уверена? Да потому что это тот состав который уже привык к данному руководству. Вроде бы и до пенсии недалеко, дотерплю и альтернатив особых нет. Так почему молодые специалисты бегут из школ или попросту не идут туда, окончив институты. Да потому, что там никому не нужны их идеи. Я сказал — а ты сделай!

    Спрашиваю как-то у подруги, будущей учительницы начальных классов, «ты после института обратно, или здесь останешься?» Ответ был однозначным — «останусь в городе». И дело, как оказалось, не в жилье, и не каких-то бытовых причинах. «Там люди застряли в прошлом веке…» ответила она мне. Я всё ходила и думала над её словами… Ведь вроде Интернет сейчас везде и, в общем, прогресс добрался и до деревни, о каком прошлом веке она говорит? А сейчас смотрю на неё и понимаю… За несколько лет, она не просто набралась опыта, но и пишет какие-то идеи, защищает их, выступает на конференциях — не потому, что её заставили сделать доклад для галочки, а потому что ей это интересно, она черпает новые идеи и делится ими с окружающими… И вряд ли она захочет работать по системе «Я сказал — а ты сделай!»

    Может быть стили управления пора менять? Время идёт, а многие школы ведь действительно на фоне всеобщего прогресса застряли в прошлом веке…

    • Соколов В.

      К сожалению, школы застряли не в прошлом веке, а в позапрошлом :(

  2. Vladimir54

    Не надо ругать школу СССР. Недавно,летом, я беседовал в г. Урай
    с выпускниками 2010 г. Осталось очень удручающее впечатление, уровень их знаний не более 50 % от выпусков 70-х и это уже при новом технологическом укладе.

    • Соколов В.

      Спорить не стану. Но, заметьте, научили их так плохо именно выпускники 70-х, а тех, в свою очередь, научили работать ради «галочки» еще раньше.

  3. Валерий из NSK

    *** сайт! Ребят спасибо вам за него

  4. Катерина

    Начиная с вопросов о стиле управления мы добрались до момента, когда это связано с уровнем знаний.

    А взаимосвязь проста. Сегодня для того чтобы не «портить» показатели школы, учителем, так скажем негласно запрещено ставить двойки. Например, если ученик болел перед контрольной либо если оценка не удовлетворительная за четверть, по сути ставить её нельзя. В первом случае причина «типа уважительная», во втором «Учитель не научил». Вот и получается оценки одни, а уровень знаний не соответствующий.

    К примеру в городах давно нет такого понятия «болел» или «уважительная причина». Уважительная причина не ходить в школу, но не более. Самостоятельно что-то прочесть и проконсультироваться с учителем по телефону, что именно не понятно можно и не выходя из дома. В городах выкладываются каждый день домашние задания по всем предметам и темы пройденного материала. Если в первом классе ещё есть поблажки, то уже приходя во второй класс мы понимаем, что любое отсутствие ребёнка в школе это доп нагрузка на домашнее изучение материала, потому как с ним в школе «сюсюкаться» там не станут. И если ребёнок заслуживает «неуд» ему это поставят.

    Вот и получается что одни ругают школу за «Липовые знания» другие за «огромную домашнюю нагрузку». Где истина?

    • Соколов В.

      Помню, лет 10 назад я никак не мог согласиться с лучшими учителями из своих друзей, обсуждая именно эти противоречия.

      Как я уже писал, истина в том, что сегодняшняя школа В ПРИНЦИПЕ не соответствует современному уровню развития передовой педагогической, научной, философской мысли. Она была скопирована в XIX веке с еще более архаичных систем, но назначение осталось то же самое: делать из самостоятельно мыслящей личности — функционера, соглашающегося с любым приказом руководства.

  5. Александр

    Скорее всего, школу уже не исправишь, она как не учила полезным жизненным знаниям, так и не будет. Надо не бороться против, а бороться за. Надо создавать новые структуры. Прежде всего сетевые, через интернет. Законодательство пока это позволяет. Любые курсы — пожалуйста, но без официальных экзаменов и дипломов.

    • Соколов В.

      Согласен.

      Создается много: и сетевых, и не сетевых. Немало знаю гитаристов, занимавшихся в различных кружках, и игравших лучше окончивших музыкальную школу.

      Но, как Вы могли заметить, ведется активное удаление таких специалистов из бюджетных организаций. Конкуренция не допускается.

      Борьба, собственно, не против устаревшей школы. А против ее наступления на «живые» островки, которые местами возникают. Как раз сегодня подумал: что делать родителям, которые не могут позволить себе выбирать школу или самим обучать своих детей?

      Для начала надо осознать, что дело не в том, по какой «новой» технологии работает школа. Нужен толковый учитель. Который при любой технологии найдет возможность научить полезному.