Лев Толстой – Христианское учение

9.06.2010   admin       О жизни       19 комментариев »

Театральный коллектив «Сюрприз»
Драматический спектакль «Я вас люблю», 2012 г.

Отрывок из книги Л. Н. Толстого «Христианское учение» — помогает сделать очередной шаг в поисках своего места в этом мире. В возникших вопросах помогут разобраться труды «О жизни», «Что такое искусство».

 

«…В какой бы вере ни воспитывался человек: в магометанской, христианской, буддийской, еврейской или конфуцианской, — во всяком учении веры человек встречает утверждение несомненной истины, признаваемой его разумом, и рядом с ним утверждения, противные разуму, выдаваемые за одинаково достоверные.

…Третий прием обмана веры состоит в том, чтобы уверить людей, что они не могут иметь того непосредственного отношения с богом, которое чувствует всякий человек и которое особенно уяснил Христос, признав человека сыном бога, а что для общения человека с богом, необходим посредник или посредники. Такими посредниками ставят пророков, святых, церковь, писание, старцев, дервишей, лам, будд, пустынников, всякое духовенство. Как ни различны все эти посредники, сущность посредничества та, что между человеком и богом не признается прямой связи, а, напротив, предполагается, что истина прямо недоступна человеку, а может быть принята только через веру в посредников между ним и богом.

Четвертый прием обмана веры состоит в том, что, под предлогом совершения требуемых будто бы богом дел: молитв, таинств, жертв, собирают вместе много людей и, подвергнув их различным одуряющим воздействиям, внушают им ложь, выдавая ее за истину. Поражают людей красотой и величием храмов, великолепием украшений, утварью, одеждами, блеском освещения, звуками пения, органов, курениями, возгласами, представлениями и в то время, как люди находятся под этим обаянием, стараются запечатлеть в душах их обман, выдаваемый за истину.

Для того, чтобы не подпасть этому обману, человек должен понимать и помнить, что истина для своего распространения и усвоения людьми не нуждается ни в каких приспособлениях и украшениях, что только ложь и обман для того, чтобы быть воспринятыми людьми, нуждаются в особенных условиях передачи их и что поэтому всякие торжественные службы, шествия, украшения, благовония, пение и т. п. не только не служат признаком того, что при этих условиях передается истина, но, как раз наоборот, служат верным признаком того, что там, где употребляются эти средства, передается не истина, а ложь.

Для того, чтобы быть свободным от обманов веры, человеку надо понимать и помнить, что у него нет и не может быть никакого другого, кроме разума, орудия познания, что хочет он или не хочет того, всякий человек верит только разуму, и что поэтому люди, говорящие, что они верят не разуму, а Моисею, Будде, Христу, Магомету, церкви, корану, библии, обманывают себя, потому что, чему бы они ни верили, они верят не тому, кто передает им те истины, в которые они верят, но верят разуму, который говорит им, что им надо верить Моисею, Христу, библии и надо не верить Будде и Магомету и наоборот.

Истина не может войти в человека помимо разума, и потому человек, который думает, что он познает истины верою, а не разумом, только обманывает себя и неправильно употребляет свой разум на то, на что он не предназначен, на решение вопросов о том, кому из передающих учения, выдаваемые за истину, надо верить и кому не верить. Разум же предназначен не на то, чтобы решать, кому нужно, а кому не нужно верить, этого он и не может решить, а на то, чтобы проверять справедливость того, что предлагается ему. Это он всегда может и на это
он и предназначен…»


Л. Н. Толстой, письмо М. Л. Толстому:

«И такое следование тому, что открыто разумом, не только не неопределенно и необязательно, как это может показаться, а, напротив очень определенно и тотчас налагает на нас очень ясные и простые обязанности.

Так, например, мне передают как нечто древнее и разумное то, что …Христос — бог и что надо причащаться и т.п. Разум мой не принимает этого, и я не ставлю эти требования в руководство своей жизни, но мне передают еще правила о том, что не надо делать другому того, что я не хочу, чтобы мне делали, или то, что все люди братья, что так как человек не может дать жизни, то он не должен отнимать ее, или что человек должен постоянно стремиться к совершенствованию и если согрешил, то не отчаиваться, а опять сначала исправляться и стараться не согрешить опять, или что для блага людей нужно, чтобы они любили друг друга и прощали бы друг другу, или что нужно жалеть страдающих и помогать им, или что для блага всех людей нужно, чтобы каждый мужчина любил одну жену, одну женщину и женщина одного мужчину, или что для блага и всех людей вместе и каждого отдельно нужно, чтобы каждый работал… и т. п. требования древнего разума, будь они произведение китайской, индийской, древней или новой, немецкой или французской мудрости, я принимаю и ставлю их в руководство своей жизни, так как эти требования согласны с моим разумом.

…С тех пор как стоит мир, люди всё более и более накопляли эти указания разума, и теперь у нас есть эти очень определённые указания, следование которым избавляет нас от страданий и даёт вам истинное благо. И вот эти-то указания разума христианского учения очень
определённые и обязательные.»
 

Л. Н. Толстой, «О жизни»:

Любое животное, стремящееся к своим целям сохранения своей жизни и своего рода сказало бы: «Зачем это вещество и его законы — механические, химические и другие, с которыми я должно бороться… Если мое призвание — есть осуществление жизни животного?»

Нам ясно, что вся материя и ее законы, с которыми борется животное и которое оно подчиняет себе для существования личности животного, суть не преграды, а средства для достижения им своих целей. Только переработкой материи и посредством ее законов животное и живет. Точно то же и в жизни человека. Животная личность, в которой застает себя человек и которую он призван подчинять своему разумному сознанию, есть не преграда, но средство, которым он достигает своего блага: животная личность (организм) для человека есть то орудие, которым он работает… лопата, которая дана разумному существу для того, чтобы ею копать и, копая, тупить её и точить, тратить, а не отчищать и хранить. «И кто хочет душу (т. е. жизнь) свою сберечь, тот потеряет её. И кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет её» (Мф 10, 39 — прим. ред.)

 

Л. Н. Толстой

Беседы с детьми по нравственным вопросам

«Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват, потому что Бог создал людей не для того, чтобы они были несчастны, а для их счастия. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, что не всегда могут иметь. Счастливы же тогда, когда желают того, что всегда могут иметь. Чего же люди не всегда могут иметь? И что могут всегда иметь, когда желают этого?

Не всегда могут люди иметь то, что не в их власти, то, что другие могут отнять у них. Всего этого люди не могут иметь всегда. Всегда же могут иметь люди только то, чего никто от них отнять не может.

Первое — это все блага мирские, богатство, почести, здоровье. Второе — это своя душа, свое желание во всем исполнять волю Бога. И Бог дал в нашу власть как раз то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что никто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дает только исполнение воли Бога. Бог не враг нам, Он поступил с нами, как добрый Отец: Он не дал нам только того, что не может дать нам блага.»

Комментариев: 19

  1. manager

    И при чем здесь Лев Толстой?

    • В. Соколов

      Лев Толстой еще сто лет назад объяснял людям, ищущим бога, как найти ту узкую тропинку, что ведет в царство божие.
      Хотя за прошедшие сто лет последователи Христа (или, другими словами, передовые люди нашего времени) в этом вопросе несколько ушли вперед, но Толстой несравнимо лучше пишет. Поэтому я и предлагаю людям его могучие работы по этой теме.

  2. kosta

    Strannik писал:
    «…возлюби ближнего твоего как самого себя, т.е. заботься о других так, как бы ты заботился о себе самом…»

    смею заметить, вторая сторона любви — ненависть. если ты любишь чистоту, это подразумевает неприязнь грязи, которую следует выметать. или так: любишь здоровье и желаешь здоровья ближнему — вылечи его от болезни, часто причиняя боль, а не выливай на него слова нежной любви, что предлагают делать заблудшие христиане.

    • В. Соколов

      Из христианского юмора:
      — Батюшка, мой сосед по парте надо мной смеётся, щиплется прямо на уроке. Говорит: «Петров — наломал нам дров». И разные другие дразнилки.

      — А ты от него тихо так пересядь. Но с большой любовью.

      — Батюшка, вот я пересел, а он всё равно теперь на переменах дразнится.

      — А ты ему ответь твёрдо и резко, можно даже грубо. Но с большой любовью.

      — Батюшка, я ему ответил, а он опять. И дерётся.

      — А ты размахнись и как следует дай! Но с большой любовью.

      http://uucyc.ru/forum/

  3. Black Shadow

    Библия И заповеди Все это ложь … И вообще Бог для слабаков. Плод фантазий …
    И вообще свет, добро, справедливость — все это для
    слабаков. Но я не сказала, чтобы все выбрали нечто большее, чем добро или зло. Не все этого достойны.

    • В. Соколов

      Хорошо сказано! Свет, добро, справедливость — это для слабаков. А грязь, пустота, низость — для сильных, что ли? 😀
      Но еще лучше высказал Эрнст, если верить прессе, по поводу фильма «Ночной дозор», что темные — это не злые, а просто более свободные. 😀

  4. Black Shadow

    Кстати, большинство людей считают, что они что-то значат в этой
    жизни. … Человечество даже не
    представляет насколько оно ничтожно. Вот бы увидеть ***,
    когда наступит долгожданный конец света. А выживут только те,
    кто истинно любит Мать Природу и почитает ее законы, а не библию и вымышленных богов. Хомо Сапиенс еще заплатит за боль,
    что принес Великой Матери. Ее шепот можно услышать, прислушавшись
    к лесам. Она говорит: «Вы еще не знаете, что вы уже трупы!»

    редактировалось: admin

    • В. Соколов

      Вымышленных богов почитать не стоит. А почему Вы так категорично отделяете бога живого от Матери Природы?
      Мать Природа — материальное проявление бога. А если ее шепот можно услышать, то и духовная сторона налицо.
      Кстати, кто живет в боге, не боится смерти или там конца света.

  5. kosta

    Black Shadow писала:
    «Мать Природу и почитает ее законы, а не библию и вымышленных богов.»

    знание русского языка прольет свет на понятие: при боге роде (русский пантеон) — при’род’а
    естественный вопрос: разве в библии не изложены законы, которые установлены творцом земли и неба? другое дело, кто их умеет читать? так что предрассудки в сторону и изучать законы творения…

    Black Shadow писала:
    «И вообще Бог для слабаков. Плод фантазий …»

    смею заметить, религия и бог — несколько разное. религия — это процесс, в который обернута вера. бог — основополагающая причина всех следствий.

    Редактировалось: admin

  6. В. Соколов

    Спасибо за бога Рода, полезно вспомнить, насколько славянская мифология близка к Ветхому Завету.

  7. kosta

    Strannik писал:
    «славянская мифология близка к Ветхому Завету.»

    справка: все писания об одном только разными языками.

  8. Anton

    А всё-таки славянское мироощущение сильно отличается от христианского, и понимание добра и зла, и нормы морали там другие. И боги русские, а не заморские. Иисус говорил: «Что пришел к заблудшим овцам Израиля» Не ко всем людям. Найдите хоть одно место в библии, где есть слова «русский, украинец, белорус» Не наша эта вера, и бог не наш.

  9. В. Соколов

    Что не наш — согласен. Но дело тут не в славянах или Израиле. Еще Иисус сказал, что ветхие меха Ветхого завета не годятся для нового вина современного знания.

    А фарисеи что начала эры, что современные, так подают его учение, что весь смысл заменили на ветхозаветный, который устарел тысячи лет назад.

    Что касается славянских языческих богов, которым еще в X веке приносили в жертву людей, то тут крещение Руси было очень полезным прорывом вперед. Это хорошо описано у Карамзина в «Истории государства Российского»

  10. Anton

    Советую прочитать Истархова «Удар русских богов» он описывает некоторые места в Библии, а насчёт Карамзина великий русский поэт А.С.Пушкин отзывался самым нелестным образом. Когда вы пишете «фарисеи» вы подразумеваете евреев, а разве не евреи в библии богоизбранный народ, и почему в библии одни евреи?

    • Соколов В.В.Соколов

      Истархова, при случае, прочитаю. Насчет Карамзина хоть Пушкин, хоть мы с вами можем отзываться как считаем нужным — здесь же требуются конкретные мнения по существу вопроса.

      В Библии, конечно же, евреи называются богоизбранным народом, так же как в русских былинах называется Русь — матушкой. Как может быть иначе?

      А вот насчет фарисеев — вопрос важный. Действительно, само название пошло от евреев, но на сегодня оно означает не только религиозное течение в иудаизме времен начала нашей эры. Фарисейство на сегодня — это наиболее распространенная форма религиозного мировоззрения:

      «исповедуют на словах учения тех просветителей человечества, в преданиях которых они воспитаны, но, не понимая их разумного смысла, обращают эти учения в сверхъестественные откровения о прошедшей и будущей жизни людей и требуют только исполнения обрядов. Это учение фарисеев в самом широком смысле, т. е. людей, учащих тому, что сама в себе неразумная жизнь может быть исправлена верой в другую жизнь, приобретаемую исполнением внешних обрядов.» (Л. Толстой, «О жизни» гл. 2)

  11. Olga

    Людям страшно со своими грехами впасть в руки Бога живого. Так боязнь ответственности за свои грехи перед Богом привела к созданию теории эволюции (которая опровергнута научно), к тому, что Бога нет (так ведь проще: делай, что хочешь), людям страшно подумать, что даже за самый малый грех на суде Божьем придётся отвечать. БОГ ЕСТЬ. Он реален, Он любит человека и послал Сына в мир, чтоб спасти ГРЕШНИКОВ. Об этом повествует Библия: ветхий завет — от творения до рождения Христа, новый завет — от рождения Христа.

    • Соколов В.В. Соколов

      Кто-то верит, что Библия опровергнута научно, кто-то — что теория эволюции. Чтобы не путаться в чужих заблуждениях, нужно познавать и мыслить.

      Не слушайте тех, кто говорит, что бог слишком сложен для понимания, так что не стоит и пытаться. Это идет или от незнания, или из-за присутствия личной выгоды.

  12. ramiros

    Ну даёте. Спор по пустому. Вы ещё потягайтесь — мусульманство и ваххабизм. Тема тоже бесконечна.

    • Соколов В.Соколов В.

      Бесконечными могут быть темы мало изученные, не вполне понятные.

      Тема учения Христа вполне конкретна и наполнена. Для тех кто хочет разобраться.

Добавить вопрос или комментарий