ЕГЭ — шаг назад

7.08.2010   Соколов В.       9 комментариев »

ЕГЭ стало тем зеркалом, в котором отразились в явном виде все противоречия российского образования. В нашей статье мы затронем несколько важных аспектов, о которых редко говорят на лекциях по педагогике.

Заработать деньги может каждый дурак.
Главное — их не растратить!
(Г.Н.Кэссон, «12 правил обращения с деньгами»)

Молодые преподаватели приходят в школу после университета уверенные в своих силах и возможностях методики и порой не догадываются об одной простой истине. Дело в том, что, при правильном подходе, даже «слабый» школьник способен разобраться в довольно сложном материале. Проблема в другом — у человека происходит закономерное стирание ненужной информации из памяти. И через пару недель (месяцев) от блестящего урока с прекрасно разобранным и отработанным материалом не остается и следа.

Если сравнить с компьютером, у большинства школьников достаточный объем «оперативной памяти» для усвоения трудных тем, но недостаточно места на «жестком диске» для долговременного хранения информации. Так что мастер-педагог отличается от новичка не столько подачей материала, сколько умением закрепить ее в головах своих учеников до нужного экзамена. Дальше экзамена загадывать не принято. Как Вы думаете, почему не проверяют знания по всем предметам школьного курса с помощью ЕГЭ у стажистов? Забавно, но от школьников требуют больше, чем могут специалисты с высшим образованием.

Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь
(расхожая педагогическая мудрость)

Как уже сказано, основой для забывания пройденного служит здоровая потребность мозга в удалении ненужной информации. Не будем вдаваться в поиски ответа, почему госстандарт для всей России вырабатывает горстка узких специалистов, оторванных от жизни. Об этом мы писали в отдельной статье о школе. Как «борется с природой» педагогика? Весьма распространились в последнее время так называемые «новые педагогические технологии». Несмотря на то, что в них начисто отсутствует что-либо, не описанное в трудах XIX века, эти «субьектные подходы» претендуют на новое слово в педагогике. Не хотим никого обидеть, но все известные технологии не дотягивают даже до классического урока. Единственный смысл их применения, когда ситуация в школе «хуже некуда», и для того, чтобы хоть как-то вести урок, прибегаешь к цирковым трюкам. Другими словами, технологии — это «костыль» для урока, если невозможно урок в данной ситуации вести по-другому.

А при чем здесь эпиграф, спросите Вы? Как пример, что даже самые «субьектные подходы» рассматривают ученика как объект, над которым нужно совершить заданное действие. Придет ли времечко, когда передовые учителя не будут «сжигать» учеников, а помогут им найти нужную дорогу?

Ученики

Комментариев: 9

  1. Катерина

    На счёт стирания из памяти информации вполне согласна. Закончив институт и долгое время не применяя знания попросту их растеряла. Со временем, правда, мозг включает поиск (из сравнения с компом) и в нужный момент информация казалось бы совсем утерянной всплывает. Очень часто стали всплывать институтские знания, которыми не пользовалась годами. А вот из школьной программы мало что помню, так как мозг в школе скорее настроен не на накопление знаний которые пригодятся в жизни (профессии), а скорее для того чтоб сдать экзамены и поступить в институт, наверное поэтому знания и не сохраняются, так как мы мозг изначально программируем на «краткосрочное хранение» школьной информации.

    • Соколов В.admin

      А сколько полезных знаний мы недобираем, из-за этих, которые не пригодятся…

  2. Катерина

    Оказывается теперь даже по истечении начальной школы, при переводе в 5 класс будут сдавать ЕГЭ. Слабо представляю как это будет проходить, но первоклассников уже сейчас пугают этим страшным выражением.

    • admin

      Не говорите!
      Всех уже запугали, начиная с учителей.

  3. Алексей

    да ладно учителя вот дети которые хорошо учатся, а те кто хотят хорошо учиться, но по одному предмету не получается «2» и всё, не все могут сдать экзамен и что им делать ???

    • admin

      Первое — учителя их постараются как-то «перетащить».
      Второе — на тройку все-таки там не так уж сложно, надо только правильно взяться за дело.
      Конечно, если от учебника сразу бросает в сон, а от учителя на стенку — дело туго.
      Тут иногда какая одноклассница симпатичная позанимается, поможет изменить отношение к предмету. Или учительница на пенсии.
      Или цель в жизни новая большая появится, и человек мелкие преграды на пути сметает махом.

  4. Александр

    Полностью с вами согласен.

  5. Катерина

    Как говорится если Министерство образование придумало «сложность», мы придумаем как её обойти. Я это к нынешним историям о сдаче ЕГЭ. Времени то прошло не так много с того момента когда ввели ЕГЭ, а уже столько споров. То листвы дадут не соответствующие, а то и вообще вместо школьников на экзамен придут студенты (по паспортам школьников). В общем, умы развиваются))) только в том ли направлении???
    Сложно сказать про ЕГЭ, пока не столкнешься с этим плотно. Но и механизм сдачи экзамена прежний, на мой взгляд уже давно пора менять. Очень часто оценка зависит в меньшей части от знаний и в большей от межличностных отношений, а так быть не должно.

  6. вишенка

    да уж многие преподы так сейчас делают

Добавить вопрос или комментарий