Мифы российского образования

14.11.2009   Соколов В.       6 комментариев »

Замечания по проекту положения об образовательном учреждении

В начале 2009/10 учебного года был предложен для обсуждения новый проект типового положения об образовательном учреждении.

В осеннем лесу Что можно отметить положительного: школа пока еще остается светским учреждением. Ни священники, скованные по рукам и ногам церковной дисциплиной, ни учителя, доведенные до полного безразличия, не будут вбивать в детские головы религиозные догматы.

Что вызывает сожаление: проект базируется на все тех же старых мифах. А история познания учит: сколько ни улучшай систему Птолемея, рано или поздно придет Коперник и расставит все на свои места. Так что же это за мифы?

Миф первый:
В советское время наше образование было одним из лучших в мире.

Качество любого процесса оценивается по его результатам. То, что советские школьники помнили рекордное количество фактов, теорий и алгоритмов — это процесс. Результат — как они применяли этот багаж на практике. Так вот. Все, что мы сегодня имеем: обобранных пенсионеров и беспомощное сельское хозяйство, непобедимую коррупцию и худшие автомобили, — сформировано в стенах советской школы. И пора признать, что образование в советское время делало совсем не то, что было нужно людям, стране.

Миф второй:
Российская школа призвана развивать ребенка.

Трудно себе представить, чтобы принудительная школа, — а дети у нас обязаны ходить в школу, — могла кого-то развивать. Сам факт, что родителям запрещено организовывать школу на свое усмотрение, а все обязаны посещать бесплатную государственную школу, очевидно говорит о том, что эта школа очень плоха.

Разгадка будет ясна, если вспомнить, откуда взялась нынешняя российская школа. Она скопирована еще в 60-е годы 19-го века с германской модели. Цель той школы была проста: превращать юные индивидуальности в стандартный «винтик» государственной машины. Такой она остается до сих пор — «прокрустово ложе» государственного образования.

Миф третий:
Педагогические технологии помогут школе «обрести человеческое лицо»

Государственные образовательные стандарты, навязываемые частным школам, не отвечают ни научным рекомендациям, ни реальному положению дел. Пока у государственной принудительной школы не будет альтернативы в виде свободной школы, создаваемой населением по своему усмотрению, как это было еще в первые годы после отмены крепостного права, ситуация будет, как с товарами народного потребления в советские времена. Деньги на образование государство отбирает у населения в виде налогов — пусть вернет их родителям, например, в форме «образовательного чека». А пока что мы пляшем под чужую дудку, да еще и платим за это.

Комментариев: 6

  1. leda936.ya.ru

    Миф следующий: школа должна готовить детей для поступления в вуз.

    Школа должна готовить детей к жизни! А если при этом знания, которые получат дети, будут недостаточны для поступления в ВУЗ, то это проблема высшей школы. Пусть учат 6 лет и делают нулевой подготовительный курс.

  2. admin

    Верно.
    Правда, это скорее относится не к мифам, а к неверной постановке задач.
    Так думают и многие известные методисты: неправильно переносить углубленное изучение из вузов в школу.

  3. Катерина

    Хочу разочаровать, но даже «Мифа о бесплатном образовании» уже нет. Городские школы (ХМАО и ЯНАО думаю это не коснулось), поставили в условия выживания. И теперь они, исхитряются как могут. Ситуация следующая. В конце года придумывают курсы, под предлогом, что ученик должен в течении учебного года выслушать определённое количество часов. Но по каким-то причинам этого не произошло (морозы и т.д.) и ученик это количество часов должен выходить, но уже на предметы по выбору, естественно платно. Курс небольшой, но стоит денег. И не важно изучал ли ученик это где либо ещё или ходишь, например, в английскую школу это не имеет значения, ты должен обязательно пройти этот курс в школе и принести деньги именно в школу, а не в то учреждение, которое на твой взгляд даёт «другие» знание по данному предмету. Без этих курсов закрыть учебный год не представляется возможным. Ведь получается нехватка часов и ты просто не успевающий. Вот такая хитрая система.

    • admin

      Одно странно: если школа оставляет неуспевающего, её начинают утюжить проверками. Это нас коснулось 🙂
      Похоже, администрация школ просто блефует, или это случается в особенно привлекательных школах, с которыми родителям не хотелось бы порвать.
      Впрочем, родители в городских школах и так добровольно сдают «на ремонт» и т.д. В том то и беда, что государство налоги на образование собирает, а тратятся они бесконтрольно для конкретного человека. Вот когда люди скинулись, наняли преподавателей — тогда они с этих преподавателей могут спросить или нанять других.
      Но для этого надо, чтобы для устройства на работу требовался не диплом, свидетельствующий, что студент терпеливо выслушал преподавателей, оторванных от реального производства, и сдал формальные тесты.
      Дошло до абсурда: ловят людей с фальшивыми дипломами, а они 15 лет работали и никто разницы не замечал 😀
      Потому что её и нету!

  4. Катерина

    Миф второй:
    Российская школа призвана развивать ребенка.

    Факт в том что почти все дети в городских школах приходя в 1 класс считают до 100 и достаточно бегло читают. Вопрос: а чем они в первом классе должны заниматься?
    В сельской местности же ситуация несколько другая. Дети которые дома получили достаточный объём знаний должны как все ходить в школу и сидеть в классе программу которого они прошли уже давно! А почему бы таких детей не тестировать и давать им свободно образовываться, если у них это и без помощи школы прекрасно получается? Или переводить в следующий класс дабы не тормозить процесс поглощение информации. Ведь рано или поздно интерес к изучению пропадёт, так как он просто окажется не нужным в той среде где учится ребёнок.

    • Соколов В.admin

      Тоже вариант. Да ведь только вся цель — в том, чтобы не дать человеку вырасти свободным! Идеал бюрократа — инициативный и творческий робот 😉

Добавить вопрос или комментарий